РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ БЕЛАРУСИ

Он не вернулся из боя: анализ стихотворения

ne vernulsya iz boya«Война» - слово многозначное. Как ни странно, «война» - это нечто такое же значимое, такое же всем понятное, как «мама», «родина», «любовь». Поэтому даже в душах людей, никогда не видевших войну, это слово ассоциируется с разрушением, горем, искалеченными человеческими судьбами, несостоявшейся молодостью, страшными потерями. Вот почему воспоминания о Великой Отечественной войне находят отклик в сердцах наших современников. Это и стихотворение Давида Самойлова «Сороковые», и Юлии Друниной «Парад в сорок первом», и Александра Трифоновича Твардовского «Я убит подо Ржевом»... Однако свою главную потерю, а именно: смерть друга и свои внутренние переживания очень точно отразил в стихотворении «Он не вернулся из боя» Владимир Высоцкий – известный поэт-бард 70-ых годов XX века. Поэтому жанр данного произведения – это не что иное, как песня, которую пронизывает трагический пафос.

Композиционно стихотворение разделено на 7 строф: шесть катренов и одно пятистишие. Четырехстопный анапест, перекрестная рифмовка в сочетании с мужской и женской рифмой способствует созданию неспокойного настроения произведения.

Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо, опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только он не вернулся из боя.

Первая строка вызывает диссонанс: почему автор говорит, что «все не так», но в то же время «все как всегда»? Достаточно необычен и идейно-образный ряд данного катрена. Это и «небо», и «лес», и «вода», которые как были, так и остались в памяти у лирического героя. Многоточие скрывает за собой неизведанные тайны природы, заставляет нас задуматься. Но лишь четвертая строка наталкивает нас на мысль о том, что поэт потерял в бою своего друга. Ассонанс на «о» и «э» в строке «То же небо, опять голубое» придает звуковой картине произведения размеренность, задумчивость, особую тревожную напевность. Мы чувствуем как бы некоторую внутреннюю скованность поэта, обусловленную тем, что ему очень трудно говорить о своей военной дружбе.

«...Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя...»

Стоит отметить чередование личных местоимений «я» и «он», которые составляют основу разговорной композиции. Лирический герой признается, что его товарищ был довольно таким несносным человеком, постоянно спорящем и надоедающим. Глагол «молчал» в сочетании с наречием «невпопад» свидетельствует об этом. Однако несмотря на все, автор подводит нас опять к уже трижды повторяющемуся рефрену: «Он не вернулся из боя». Автор настойчиво напоминает нам о невозвратной потере.

То, что пусто теперь — не про то разговор,
Вдруг заметил я: нас было двое.

Незаметно, но очень прочно вошел товарищ в жизнь лирического героя, оставив огромный след в его памяти. Собирательное числительное «двое» подтверждает это. Рвущиеся из самого сердца слова затрагивают наши чувства, склоняют к пониманию невосполнимой и всеобъемлющей утраты. Сравнение «будто ветром задуло костер» очень точно и ярко показывает погасший огонек общения между друзьями. Олицетворение «Нынче вырвалась, будто из плена весна» раскрывает смысл наречия «пусто»: лирическому герою не с кем поболтать, «поспорить», спеть военную песню и даже закурить трубку. Воспоминания одолевают его...

Наши мертвые нас не оставят в беде:
Наши павшие как часовые...
Отражается небо в лесу как в воде,
И деревья стоят голубые.

Помимо лирического героя в стихотворении В. Высоцкого создан конкретный образ пространства. Начало произведения охватывает едва ли не всю планету: небо голубое, лес, воздух, вода. Это наш мир, который следует оберегать. В то же время в конце стихотворения пространство сжимается до размеров боевой землянки: «Нам и места в землянке хватало вполне...». Данное возвращение к описанию природы образует кольцо композиции. Эпитет «голубые деревья» придает уникальность образной системе стихотворения. Они будто бы отражаются от зеркально-чистой воды, обретая голубой оттенок.
Что же касается времени, оно также обрело конкретную перспективу. Время словно разделилось на две неравные части. Границей стал вчерашний бой. Настоящая жизнь осталась до боя, то есть всё, что происходило, касалось двоих. Об этом повествует метафора «время текло». Уже после боя и гибели своего друга жизнь поэта сосредоточилась на судьбе одного человека: «Всё теперь одному ...» Неудивительно, но следом мы замечаем одну маленькую, но очень значимую деталь – использование личного местоимения «я» в последней строке вместо привычного уже «он». Лирический герой будто сам переносится в бой.
На протяжении всего стихотворения на синтаксическом уровне невозможно было не заметить многочисленное употребление знаков препинания, особенно тире (14 раз). С помощью него автор хотел подчеркнуть наиболее важные моменты стихотворения, указать на неисправимую утрату своего товарища.
Таким образом данное стихотворение является ярким примером гражданско-патриотической лирики. Идея – внутреннее душевное опустошение лирического героя после смерти товарища – раскрыта.
Без дружбы на войне выжить нельзя. Неспроста Ф. Бэкон говорил: «Говоря о фронтовой дружбе, нельзя не вспомнить фильм «Служили два товарища»». Это яркий пример подтверждения высказывания Ф. Бэкона: «Дружба удваивает радости и сокращает горести наполовину».

Узнать стоимость

Перетащите файл сюда или выберите.
...
Дополнительно
+375  
Нажимая эту кнопку Вы соглашаетесь с нашими условиями.
Публичный договор