РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ БЕЛАРУСИ

Телега жизни: анализ стихотворения

telegaА.С. Пушкин – один из самых известных поэтов золотого века русской литературы – наивысшего расцвета поэзии. Его творчество поражает многогранностью. Оно затрагивает многие стороны человеческой жизни, и преподносит ответы на вопросы, интересующие нас. Немаловажной для поэта стала тема быстротечности человеческой жизни. Находясь в южной ссылке, он уделил ей особое внимание. Как известно, в это время Пушкин пребывал во мрачном расположении духа. Он мысленно проклинал не только свою судьбу, но и людей, которые были причастны к его изгнанию из Санкт-Петербурга. Именно в данный период жизни поэта появляются произведения с философским смыслом, в которых преобладают размышления над жизнью, происходящей вокруг.

Стихотворение «Телега жизни», созданное в 1823 году, стало одним из примеров философской лирики поэта. Депрессивное состояние, которое испытывал Пушкин в ссылке, натолкнуло его на создание удачного литературного образа. Поэт сопоставил человеческую жизнь с телегой, сделав размышления о жизни основной темой произведения. Идея стихотворения – показать восприятие жизни человеком в разном возрасте. Данному стихотворению-размышлению соответствует эпико-драматический пафос.
Произведение состоит из четырех катренов. Первый является своеобразной экспозицией.

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

Жизнь очень быстротечна, на пути встречаются трудности и преграды, которые мы преодолеваем. Эпитеты «седое время», «ямщик лихой и перифраз помогают раскрыть весь драматизм быстротекущего времени. Поездка на телеге является символом жизненного пути человека, поэтому можно сказать, что стихотворению соответствует некий иносказательный характер. Последующие три катрена повествуют об определенных периодах жизни человека.

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . . . . .

Лирический герой очень четко сопоставляет определенный период жизни человека с временем суток. Юность сравнивается с утром, когда человек садится в телегу и, «презирая лень и негу», несется к своему счастью. Для передачи веселого, задорного ощущения юности автор использует фразеологизм «сломать голову», подчеркивающий необдуманность действий и поступков людей в таком возрасте. Действительно, ведь юность – это такой период, когда человек полон радости, энергии и некогда ему задумываться о последствиях. В этом же катрене проявляется образ седока, обычного человека, который начинает свой жизненный путь. Это показывает дважды повторённое личное местоимение «мы». Глаголы настоящего времени «садимся, кричим» передают типичный, ускоренный характер действия, а глагол изъявительного наклонения в форме повелительного «пошел» в сочетании с восклицанием показывает нетерпеливый характер седока, стремящегося к преодолению встреченных на пути препятствий. За многоточием в конце катрена кроются новые, неизведанные тайны, которые ожидают ездока.

Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас: нам страшней
И косогоры и овраги:
Кричим: полегче, дуралей!

И вот наступает полдень – образ-символ, характеризующий зрелый возраст человека. Фраза «нам страшней И косогоры и овраги» дает нам понять, что с годами человек приобретает не только некую мудрость, но и становится более осторожным. Если в юности человек стремится быть активным, энергичным, то зрелый возраст диктует ему покой и стабильность. Глагол «кричим», утративший свою силу и пронзительность, есть тому подтверждение. Уже нет такого озорного ощущения седока в обращении к извозчику, как было в юности.
В последней строке второго и третьего катрена преобладает строфико-синтаксическая анафора «Кричим» и двоеточие, делающее произведение необычным.

Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.

Ну вот и подошел последний, заключительный этап жизни человека, когда уже не хочется никуда ехать. Это этап старости, который символизируется с наступлением вечера. В такой момент жизни, когда за спиной уже лежит большой жизненный путь, ты настолько сроднился со своей жизнью-телегой, что перестаешь замечать в ней что-то привлекательное и удивительное.
Преимущественно в стихотворении преобладают существительные (бремя, телега, вечер, ночлег), позволяющие видеть всю быстротечность человеческой жизни.
Четырехстопный ямб с пиррихиями, перекрестная рифмовка, чередование мужской и женской рифм создают неповторимый ритм, который торопит нас вперед. Все это, по моему мнению, делает данное стихотворение уникальным, мелодичным и непохожим на другие, что и является шедевром ранней философской лирики Пушкина.
Очень важна последняя строка «А время гонит лошадей», в которой подводится итог всему произведению. Время в ней является главным ключевым образом. На протяжении всего стихотворения мы видели, как менялось восприятие седока.
Таким образом, А.С. Пушкин сравнил жизнь человека с поездкой на телеге, и это путешествие дарит каждому из нас радостные ощущения, вдохновляет на высокие цели и учит отстраняться препятствий.

Узнать стоимость

Перетащите файл сюда или выберите.
...
Дополнительно
+375  
Нажимая эту кнопку Вы соглашаетесь с нашими условиями.
Публичный договор